Мурманск

Дата основания Мурманска

Улица Ленинградская начинается у стадиона добровольного спортивного общества «Труд» и тянется к улице Шмидта. Здесь расположены кинотеатр «Родина» и главпочтамт с часами, показывающими время всех крупных городов мира, сквер с памятником жертвам интервенции, центральная сберкасса и институт усовершенствования учителей. Мы уже говорили, что в период строительства Романова-на-Мурмане эту улицу думали назвать Ольгинской, а рядом должны были появиться Татьянинская и Анастасийская улицы.

В двадцатых годах по улице бегали дрезины с вагонетками или платформами. Тут проходила часть линии «декавильки» - узкоколейки, построенной при интервентах. Про нее часто говорили - «мурманский трамвай». Узкоколейка поднималась с нижней террасы от порта и железной дороги, а затем сворачивала на улицу Вацлава Воровского и тянулась почти на пять километров по городу. «Декавилькой» ее нарекли по имени французского инженера Декавиля, предложившего такие узкоколейные дороги.

В южной части улицы теснилась масса крохотных, в два-три окна, домиков из теса или бревен, крыши которых были покрыты чаще всего толем. Посредине улицы - два ряда столбов, полузасыпанные канавы, сараи и сарайки, помойки и свалки. Северную часть улицы окаймлял большой овраг, по краям которого стояли два рабочих клуба - главные культурные учреждения города. Ленинградская улица - одна из первых в нашем областном центре. В «реестре» городских улиц за 1925 год она значится под вторым номером (первой идет улица Коминтерна). На ней были расположены тогда многие учреждения и конторы, близость к вокзалу делала ее еще более важной и оживленной. Выстроенные в двадцатых годах дома имели такой же импозантный вид, как единственный до недавнего времени стоявший тут дом, то ли с мансардой, то ли с тремя крышами.

С Ленинградской улицей связано несколько фактов - событий, которые можно сопроводить грифом «первый».
Когда в феврале 1920 года на Мурмане утвердилась Советская власть, одним из первых ее шагов был вывоз политкаторжан из страшной Иокангской тюрьмы. Но пока искали пароходы и медицинский персонал, пока освобожденных везли в Мурманск, несколько до предела измученных человек умерло в пути. Их похоронили в братской могиле на площади Свободы, которая была в те времена на месте нынешнего сквера. К десятилетию Великого Октября на деньги, собранные по подписке среди мурманских рыбаков и рабочих, здесь воздвигли памятник, автором которого был инженер А. В. Савченко.
Сооружение памятника началось 17 сентября 1927 года. Он должен был состоять из двадцати двух колонн и трех площадок, предназначенных для знамен, оркестра и публики. Планировалось здесь же поставить памятник В. И. Ленину.

Работы ежедневно вели в две смены сорок мурманских мастеровых. Руководил строительством прораб Турунов. Созданный в духе конструктивизма, монумент преследовал первоначально и практическую цель - он служил трибуной во время праздников. Это был первый памятник Мурманска.

На площади Свободы проходили митинги и демонстрации, военные парады и шествия моряков и красноармейцев. Первая после освобождения Мурманска от белогвардейцев и интервентов первомайская демонстрация состоялась тоже здесь.

Утром 1 мая 1920 года все горожане собрались по своим рабочим коллективам, до трех часов дня работали на коммунистическом субботнике, а потом пришли на площадь Свободы, к братской могиле, где и провели митинг-демонстрацию.

В годы индустриализации, когда через Мурманск пошли заграничные грузы и в город стало приезжать все больше гостей из центра страны и из-за рубежа, встал вопрос о сооружении гостиницы. Она была построена на Ленинградской улице в 1933 году.

Новая гостиница выросла, как писали тогда, «с 104 номерами, с телефоном и ванными». Назвали ее «Арктикой». По тем временам она была лучшей гостиницей на всем Севере.

И еще один факт - на Ленинградской улице появились первые в городе деревянные тротуары. В отчете Мурманского отдела местного хозяйства за март-сентябрь 1926 года говорилось, что «город не имеет ни мостков, ни тротуаров, ни зеленых насаждений». А в 1927 году было уже полтора километра тротуаров и одиннадцать мостков. Забегая вперед, скажем, что первой асфальтированной улицей в городе стала тоже Ленинградская улица - ее асфальтирование началось в 1939 году. С тех пор улица и сквер - излюбленное место гуляния мурманчан.

Наименование «Ленинградская» дано улице не случайно. Мурманск всегда был тесно связан с городом, пролетариат которого в 1917 году поднялся на штурм самодержавия. Оттуда ехали первые строители на сооружение Мурманской железной дороги и порта. Оттуда прибывали революционные матросы - в том числе будущий бакинский комиссар В. Ф. Полухин. Улица является свидетельницей тех времен, когда Ленинград послал на Мурман по партийной мобилизации сотни коммунистов для проведения первых социалистических преобразований. Среди этих посланцев были секретарь окружкома партии А. И. Абрамов, управляющий стройтрестом коммунист с 1905 года Я. Р. Лейтис, управляющий Севтралтрестом М. С. Светов, большая группа помполитов на суда тралфлота, рабочие А. Я. Рыжов, М. И. Шаров и другие.

Ленинградская улица встречала легендарную «Аврору», ледокол «Литке», челюскинцев, седовцев, папанинцев. На ней, в двухэтажном, снесенном в 1973 году, здании, стоявшем рядом с гостиницей «Арктика», размещалось, до перебазирования в Полярный, управление военного порта и жили командиры первых кораблей Северной военно-морской флотилии, прибывших в 1933 году из Ленинграда.

Мурманский округ более 10 лет (1927-1938 гг.) входил в состав Ленинградской области. Ленинград помогал Мурманску кадрами, советами, средствами, техникой и материалами. Из Питера прибыли первые отечественные траулеры для рыболовного флота («Колхозник», «Спартак» и др.). Выборжцы дали турбины для Нижне-Туломской и других гидростанций, из-за Невской заставы поступали станки для судоремонтных заводов. Секретарь окружкома партии А. И. Абрамов, выступая в 1935 году на пятом пленуме окружкома ВКП(б), говорил: «Если посмотреть нашу аудиторию, то львиная доля здесь - это работники ленинградские».
Но и Мурманск помогал Ленинграду. В самое суровое время девятисотдневной блокады, в январе 1942 года, мурманчане отправили ленинградцам первый эшелон с рыбой и медицинским рыбьим жиром, за ним последовали другие.

До войны на этой улице находилось здание окружкома партии, как раз напротив нынешнего главпочтамта, там, где в сквере разбита большая клумба и стоит скульптура пионера. Здание было деревянным. В 1938 году окружком преобразовали в областной комитет партии. Когда началась война, здесь размещались Кировский райком партии и райисполком. Позднее в здании остался Кировский райком ВЛКСМ, а освободившиеся помещения занял штаб народного ополчения. Комнаты очень быстро были переоборудованы под учебные классы.

Здесь совершил в дни войны подвиг тогдашний начальник штаба комсомольско-молодежного оперативного отряда Андрей Парфенов. Вот что вспоминает об этом очевидец события, бывший сотрудник краеведческого музея А. Филянова (приводим ее заметку, опубликованную в газете «Комсомолец Заполярья»):
«Это было 18-20 июня 1942 года. Вражеские стервятники бомбили город. В здание райкома комсомола врезалась бомба. Она прошла через бывший кабинет председателя исполкома. Но взрыва не последовало. А мы бежали к зданию, чтобы спасти, что было возможно... В этот момент на крышу дома упала зажигательная кассета, и крыша сразу загорелась. Нас тревожило, не остался ли кто-нибудь еще в здании. Машины «скорой помощи» уже увозили раненых...
На втором этаже распахнулось окно. Вниз на металлической проволоке пополз ящик.
- Мины!
Голос сверху крикнул:
- Принимай, живее!
Мы увидели в окне Андрея Парфенова, нашего товарища, комсомольца. Андрей спускал на проволоке второй ящик с минами.
Когда он выбрасывал ящики с комсомольскими документами, прибежал Феофан Караказанджи (командир отряда. - Авт.):
- Печать давай ищи! Машинку спасай!

Hosted by uCoz