Знаете, в минуту опасности человек кричит самое неподходящее... Конечно, в тот момент не о машинке думать... Человек, спасая документы и имущество райкома, мог сам погибнуть в любую минуту. Крыша догорала и вот-вот должна была рухнуть. Стоявший внизу уполномоченный милиции уже третий раз выстрелил из пистолета, предупреждая об опасности.
Но Андрей снова ринулся в огонь. Вскоре его голова показалась в окне. Мы не слышали, что он кричал. К нашим ногам упало знамя райкома. Еще через несколько секунд - второе: знамя полка народного ополчения. Андрей встал на карниз, чтобы перебраться на нижний этаж, только тогда, когда выбросил все... до последнего матраца... И пламенеющая крыша тотчас рухнула.
Внизу мы его «тузили» по-комсомольски - кулаками под бока! И только тогда увидели, что руки у Андрея в крови. Он изрезал их проволокой, когда спускал ящики с минами. Позже мы узнали, что он вынес из здания райкома двадцать шесть раненых...»
Ленинградская улица отстроилась и похорошела. Была восстановлена гостиница «Арктика». В ноябрьские праздники 1948 года принял первых зрителей новый двухзальный кинотеатр «Родина». В нем демонстрировался тогда фильм «Поколение победителей». К почтамту пристроен новый корпус. Возведены жилые дома на пересечении с улицами Профсоюзов и Воровского. Перепланирован и расширен сквер.
В дни 50-летия Советской власти в сквере состоялся митинг молодежи и трудящихся города. Рядом с памятником «Жертвам интервенции. 1918- 1920 гг.» была заложена капсула с письмом к нашим потомкам - жителям Мурманска 2017 года.
Недолго осталось жить последним старым домам улицы, поставленным еще до войны. Нет уже и гостиницы «Арктика». Вместо нее - обширная строительная площадка, рабочее место для сооружения высотной гостиницы на 1014 номеров. Это здание станет украшением улицы Ленинградской - улицы наших дней. А бывшие деревянные постройки мы будем рассматривать только на музейных фотографиях.
Улица Коминтерна. В двадцатых годах вдоль всей улицы - а она была шире нынешней - стояли в два ряда невысокие столбы линии электроосвещения. Между ними петляла дорога, лежали камни и летом пятнами среди песка зеленели лужайки. На случай пожара - да и места тогда хватало - бревенчатые срубы были поставлены далеко друг от друга. Для того времени дома казались крупными - с четырьмя окнами по фасаду. Чуть позже появились даже двухэтажные. И все же, когда в конце 1927 года здесь выросло первое в Мурманске каменное здание транспортно-потребительского общества высотой в три этажа, оно, по воспоминаниям старожилов, «представлялось небоскребом». Семьдесят рабочих во главе с прорабом Рассом построили это здание необычайно быстро: начали в мае, а к сентябрю уже выполнили восемьдесят процентов работ.
Почти по соседству с «небоскребом» располагался Дом рыбака и оленевода - своего рода гостиница, а рядом с ним, ближе к оврагу, стоял клуб «Местран», хозяевами которого были работники местного транспорта - торгового порта и морского агентства. Впоследствии «Местран» был переименован в «Нацмен», очевидно, потому, что здесь зачастую встречались люди разных национальностей. За углом нынешнего здания пароходства, там, где сейчас кафе «Уют», в то время находился клуб железнодорожников.
В 1925-1926 годах на улице стоял бревенчатый одноэтажный дом губкома РКП (б). По воспоминаниям С. И. Кулешова, именно здесь 13 июня 1925 года ему и другим мурманчанам - коммунистам ленинского призыва - вручались партийные билеты.
То место, где улица Коминтерна соединялась с нынешней улицей Шмидта, называлось прежде Красной Горкой. Когда-то там находилось здание Мурманского совдепа. В конце двадцатых годов Горку срыли. Бывший строительный рабочий, впоследствии инженер треста «Мурманскжилстрой», Андрей Яковлевич Рыжов так писал об этом: «Мы разрабатывали Горку с двух сторон. С левой стороны грунт шел на отсыпку причалов рыбного порта. С правой - для причалов торгового порта. Помогал нам трудиться паровой экскаватор «Марион». Мороки с ним было! Надо и уголь подавать, и топить. В нижней бригаде занято восемь человек, в верхней - шесть... Конечно, мы старались развивать темпы. Может быть, еще и потому Горку прозвали Красной...» («Комсомолец Заполярья», 17 сентября 1966 года).
Алексей Максимович Горький, увидевший эту картину во время приезда в Мурманск, подробно описал ее в очерке «На краю земли».
Улица, как и сейчас, проходила мимо железнодорожного вокзала. Но если современный вокзал служит ее украшением, то прежний только подчеркивал неустроенность городского быта. Он имел непривлекательный вид временного сарая, зимой утопающего в снегах, а весной и осенью - в грязи. Каждый поезд выходили встречать толпы народа. Не по случаю приезда выдающихся людей, нет. Просто поезда прибывали дважды в неделю, и это, по словам А. Я. Рыжова, было «общественным явлением». Люди ждали газет, чтобы узнать новости. Телефонной связи не было. Телеграф работал с перебоями.
Наверное, нелепой показалась бы мысль, что можно будет, как в наше время, за тридцать четыре часа (и строго по расписанию!) домчать на экспрессе до Москвы. Да и кто слышал про экспресс? «Полярная стрела» начала ходить позже, в 1934 году. А первый электровоз здесь встречали в один из осенних дней 1939 года. К полотну дороги высыпали все жители Петушинки, улицы Шмидта и железнодорожных поселков. Событие предстояло необычайное!
Сегодня улица Коминтерна - своеобразный транспортный центр города. Кроме железнодорожного вокзала (от него каждые сутки отходят на юг несколько пассажирских поездов и сотни вагонов с грузами), здесь агентство аэрофлота (рейсы во все концы страны на новейших самолетах со скоростью девятьсот километров в час) и автовокзал (в городе более трехсот автобусов, перевозящих за день до ста восьмидесяти тысяч пассажиров). И только старожилы помнят, что первая автобусная линия в Мурманске открылась в ноябре 1934 года. Единственный двадцатичетырехместный автобус курсировал от окраины до окраины: Жилстрой - улица Карла Либкнехта.
Улицу Коминтерна населяли и населяют главным образом железнодорожники - представители одного из старейших и передовых отрядов рабочего Мурмана. Все этапы технического обновления нашей заполярной магистрали - итог их труда, идет ли речь о внедрении тепловозной или электровозной тяги взамен паровозной, об освоении автоматики и диспетчерской централизации или о вождении скоростных и большегрузных составов.
Железнодорожников Севера всегда отличали верность долгу, чувство локтя, высокая пролетарская организованность. В трудные дни конца февраля 1920 года, когда Мурманску угрожал топливный голод, именно они создали артель для заготовки дров и за трое суток погрузили пятьдесят шесть вагонов. Их рабочий подвиг в последующие три года отмечен правительственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени. Этот факт удостоверяет Грамота «Герою Труда», выданная 23 июня 1923 года Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.
Текст Грамоты гласит: «Именем Российской Социалистической Федеративной Республики ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов награждает 3-й район Мурманской железной дороги орденом Трудового Красного Знамени - высшим знаком отличия, установленным для выдающихся работников на фронте труда как признание их заслуг перед трудящимися и революцией и в ознаменование самоотверженного, упорного труда, широкого и смелого почина, мощного организаторского размаха, неусыпного рвения, блестящей плодотворной деятельности, направленной на восстановление и развитие народного хозяйства республики.
Трудовой подвиг 3-го района Мурманской железной дороги выразился в том,
что им было проявлено геройство при восстановлении железнодорожных мостов.
Награждая в лице 3-го района Мурманской железной дороги настойчивость, энергию
и ревностное исполнение долга, рабоче-крестьянское правительство ставит деятельность
эту в пример другим работникам на обширном поприще народного хозяйства республики,
дабы ряды сознательных самоотверженных борцов за великое дело укрепления коммунистического
строя ширились и множились с каждым днем.
№ 63 Июня, 23 дня, 1923 года.
Председатель ВЦИК М. И. Калинин. Секретарь ВЦИК А. С. Енукидзе».
Из среды железнодорожников вышел и один из первых на Мурмане Героев Труда
Михаил Иосифович Станкевич. «Полярная правда» писала о нем 16 февраля 1928
года:
«Станкевич М. И. на производстве тридцать лет. В 1898 году он поступил в паровозные
мастерские, а с 1915 года стал работать в Мурманском депо. 1 мая 1922 года
удостоен звания Героя Труда...»
Рядом с ним работал Павел Андреевич Кузьмин - машинист первого комсомольского паровоза, инициатор движения тяжеловесных поездов, почетный железнодорожник, кавалер ордена Ленина, коммунист с 1926 года. Он помнит, каким был Станкевич: отличный специалист, отзывчивый, большой души человек. Руководил курсами, на которых тридцать молодых ребят осваивали профессию машиниста.
Сам Павел Андреевич полвека отдал железной дороге. (Он ушел на пенсию в 1971 году.) В годы Отечественной войны водил составы с боеприпасами и военным снаряжением для бойцов, защищавших наше Заполярье. Водил под бомбами вражеских самолетов, с риском для жизни. Не раз попадал в трудные ситуации, но всегда с честью выходил из них. Десятки молодых рабочих прошли у него школу воспитания. Сыновья его - Владимир и Анатолий - тоже не изменили отцовской профессии.
Каждое новое поколение мурманских железнодорожников дало стране своих героев. Посетите в здании управления дороги музей боевой и трудовой славы, созданный в марте 1972 года. Экспонаты - их более шестисот - расскажут вам о коммунистах станции Имандра, о старшем машинисте бронепоезда «Мурманец» В. П. Смирнове, об одном из первых почетных железнодорожников Г. Г. Ионасе. В зале вы увидите большую мемориальную доску, на которой золотом написано: «Вечная слава железнодорожникам Мурманского отделения, погибшим на трудовом посту от налетов вражеской авиации. 1941-1945 гг.» И семьдесят шесть фамилий тех, которых нет сейчас с нами.
А разве не в одном ряду с этими людьми стоит мастер второго околотка десятой дистанции пути Калинин, который, восстанавливая разрушенное при вражеской бомбардировке полотно, был ранен, но не бросил своего поста? Или те путейцы, которые в конце мая - начале июня 1942 года, когда неожиданно разлилась и затопила железную дорогу река Кола, работали дни и ночи напролет, чтобы обеспечить бесперебойное движение поездов?..
О многих событиях хранит воспоминания улица Коминтерна. Она ощущала на себе
поступь головного полка Красной Армии, вступившего 7 марта 1920 года в освобожденный
от интервентов Мурманск. Она рядами демонстрантов, кумачом и словами горячих
приветствий на митинге встречала в 1933 году первые боевые корабли Северного
флота. Она чествовала на привокзальной площади в апреле 1963 года вождя победившей
Кубы - пламенного Фиделя Кастро...
Всю историю Мурманска впитала она...