4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года на холме, где стоит сейчас Дворец культуры имени Сергея Мироновича Кирова, состоялась торжественная церемония - закладка бронзовой плиты в основание храма святителя Николая чудотворца Мирликийского. На церемонии присутствовали морской министр России И. К. Григорович, министр путей сообщения А. Ф. Трепов, архангельский губернатор С. Д. Бибиков, начальник строительства Мурманской железной дороги В. В. Горячковский, епископ из Архангельска и другие высокопоставленные лица. Двое мастеровых в фартуках, священники и несколько высших чинов в шинелях генеральского покроя, держась за перила, спустились по лестнице к центру будущего фундамента храма. Священники прочитали молитвы, сановники сказали приличествующие случаю речи, и после такого торжественного ритуала, за которым с любопытством следила толпа подростков, женщин, солдат, матросов и рабочего люда, бронзовая плита была замурована. (К слову сказать, через тринадцать лет, когда началось строительство Дворца культуры, ее извлекли, чтобы навсегда определить в краеведческий музей.)
День 4 октября 1916 года стал считаться датой основания Мурманска.
Не надо думать, что именно в этот день был поставлен первый дом или проложена первая улица. В действительности к моменту официального основания города на восточном берегу Кольского залива в двенадцати километрах севернее Колы уже был порт, завершилось, в основном, строительство железной дороги и вырос небольшой населенный пункт, расположенный вдоль берега залива между Зеленым мысом и Варничным ручьем. (Ручей получил свое название еще в XVI-XVII веках от располагавшихся в его устье соляных варниц Кольско-Печенгского монастыря.)
Первые жилые постройки появились на берегу около Семеновых островов летом 1915 года. До этого большинство проектировщиков и изыскателей жили на приданной им яхте «Любовь» да на заходивших в Кольский залив кораблях. Но когда из Петрограда стали прибывать рабочие для строительства порта - а они вынуждены были добираться морем через такие страны как Норвегия, Финляндия, Швеция или через Архангельск, - потребовалось жилье на берегу. В декабре 1915 года прибыла первая партия в составе ста пятидесяти человек, через месяц - вторая. Спешно строились бараки - холодные, перенаселенные помещения с дощатыми нарами. Зимой 1915/16 года появились пристань и жилой дом для администрации порта площадью около четырехсот квадратных метров. Дом заселили, хотя крышу не успели поставить, - время не ждало. Началось строительство еще двух бараков, столовой, бани. Были возведены первые производственные постройки - две кладовые, временная кузница.
Летом 1916 года на берегу залива уже стоял маленький портовый поселок, в котором насчитывалось несколько сот человек. Списки этих людей, приехавших из Петрограда, удалось впоследствии разыскать. И сейчас первые граждане Мурманска известны по фамилиям, возрасту, профессиям. Большинство из них были землекопы, плотники, закоперщики.
Строители железной дороги создали в это же время свой поселок, повыше и восточнее строящегося порта. А в районе размещения флотских подразделений и баз снабжения военных кораблей Флотилии Северного Ледовитого океана возник третий - Базстройка. Ведь на Кольском рейде бросило якоря несколько десятков военных судов, задачей которых было охранять Север от немецкого вторжения.
Таким образом, еще до провозглашения населенного пункта городом тут было несколько жилых районов: Портостройка, Базстройка, Железнодорожный поселок.
От Мурманского порта и железной дороги зависели связь с союзниками, их военная и экономическая помощь и, в определенной степени, даже исход войны. Поэтому новому городу Российской империи вроде бы уделялось немалое внимание.
Вот два документа, относящиеся к лету 1916 года. Первый - докладная записка министра А. Ф. Трепова. 29 июня 1916 года он докладывал Николаю ll о необходимости образования города из Железнодорожного поселка, на что было получено «высочайшее одобрение». Второй документ - о попечительстве над будущим городом, которое было учреждено в начале июля 1916 года. Первым попечителем назначили сановника царской свиты графа М. Е. Нирода. Газета «Русское слово» в год закладки города писала, что Мурманск будет городом нового типа с электричеством, канализацией, водопроводом. Эти житейские блага были по тем временам почти фантастическими. Достаточно хотя бы коротко вспомнить историю строительства электростанции.
Сначала пришлось думать - кому поручить строительство? Нашли «соломоново решение»: в сооружении электростанции принять участие всем трем ведомствам Мурманска - морскому, железнодорожному и управлению строительных работ порта.
Вторую «загвоздку» - как быстрее ввести станцию в строй? - устранили, договорившись придать сооружению временный характер. Мол, простоит, пока идет война, а там будем живы - перестроим, сделаем солиднее.
У Северной ткацкой мануфактуры была куплена паросиловая установка. Но она оказалась настолько изношенной, что встал вопрос: а надо ли браться за осуществление проекта? Удалось срочно заменить паровую машину нефтяным двигателем английской фирмы «Кросслей». И тут выяснилось, что в городе нет кирпича для облицовки котельной.
Станцию все же построили. Стены ее сложили из двух рядов толстых досок, пространство между которыми засыпали землей, песком, опилками и мхом. Машинное отделение обили изнутри на высоту человеческого роста железом.
Эта первая Мурманская электростанция располагалась вблизи железной дороги - там, где сейчас хоккейный стадион. Здание ее было одним из самых внушительных строений города: 17 саженей в длину, 11 - в ширину, 3,6 - в высоту.
Сроки ввода электростанции все время переносились, и, несмотря на обещания городских властей, жители Мурманска так и не увидели зимой 1916/17 года «радостного блеска электрических звезд». Даже ожидание прибытия двоюродного брата царя - великого князя Кирилла Владимировича не ускорило пуска станции. Первый ток она дала 17 апреля 1917 года.
Член императорской фамилии великий князь Кирилл Владимирович посетил город в начале 1917 года. Августейший гость, будучи адмиралом, приезжал посмотреть на море, на порт и на «матросиков».
Вскоре шефство над новым городом целиком перешло к А. Ф. Трепову. Особое совещание по попечительству на своих заседаниях решало массу мелких вопросов, «заботясь» о новом городе. Так, 30 января 1917 года совещание постановило: «Из общей площади в 4000 десятин, отведенной Министерством земледелия для поселка, выделить 280 десятин для разбивки под поселенческие участки». Речь шла об удовлетворении частных ходатайств, о поощрении инициативы отдельных лиц, желающих поселиться на Мурмане. Поскупился-таки царь на «казенную» землю - выделил всего около трехсот гектаров. Что же касалось требований отдельных ведомств об отводе земельных участков, то было решено, что их просьбы «будут удовлетворяться по постановлению совещания при попечителе уже вне черты намеченного ныне собственно городского поселка, но по возможности в непосредственном к нему примыкании».
При этом Особое совещание внесло еще два существенных условия городской застройки: во-первых, не трогать портовую территорию и, во-вторых, при предоставлении участков частным лицам и ведомствам «не закрывать возможности дальнейшего планомерного развития города».
Самый первый план застройки выглядел следующим образом. Застраивалась вторая терраса - ныне район от вокзала до улицы Софьи Перовской. На первой террасе оставались порт и железная дорога. Улицы и дома располагались к востоку от вокзала до склона третьей террасы. С юга район застройки ограничивался Варничным ручьем, с севера - сопкой с Семеновским озером. Почти по центру город был перерезан с запада на восток большим оврагом (там сейчас стадион общества «Труд»). План предусматривал в городе семнадцать проспектов и улиц. Три улицы шли параллельно железной дороге, две - перпендикулярно ей, две - лежали у подножия третьей террасы, десять - расходились веером от центра города. На том месте, где сейчас Ленинградская улица, намечалась Ольгинская улица (по имени дочери Николая ll), на месте нынешней площади Пяти Углов - Николаевский проспект, на месте улицы Воровского -Алексеевский проспект (по имени наследника), а южнее - Михайловская улица (в честь брата царя). В центре, куда полукругом должны были выходить правительственные учреждения, улица именовалась Александрийской. Улицы, расходящиеся веером, были названы: Владимирская, Торговая, Архиерейская, Банковская, Земледельческая, Инженерная, Солдатская, Думская, Садовая, Морская. Вдоль железной дороги, на месте нынешней улицы Коминтерна, шел Путейский проспект. У третьей террасы лежала Подгорная улица.