Мурманск

Есть в городе и улицы, названные в честь русских флотоводцев – Ф. Ф. Ушакова и П. С. Нахимова.

Адмирал Федор Федорович Ушаков, командуя Черноморским флотом, еще в конце XVIII века вписал в морскую историю России немало блестящих страниц. Своей деятельностью он во многом способствовал укреплению русского военного флота. Под его командованием флот во взаимодействии с войсками
А. В. Суворова победил врага в Керченском проливе, у острова Тендры (1790 год), и у мыса Калиакрия (1791 год). Десанты русских моряков освободили Неаполь, Рим и другие итальянские города.

Адмирал Павел Степанович Нахимов унаследовал и развил лучшие традиции русского флота. Его полководческий и морской талант полностью проявился в Крымской войне 1853-1856 годов. Победа под Синопом, где был уничтожен турецкий флот и взят в плен командующий Осман-паша, - это одна из великих побед русских моряков. П. С. Нахимов геройски погиб при обороне Севастополя.

В годы Великой Отечественной войны Советское правительство учредило ордена и медали Ушакова и Нахимова. Ими награждены десятки мурманчан. В память о выдающихся русских флотоводцах названы и наши красивые улицы на севере города - в Росте.

В юго-восточной части Мурманска есть улица имени В. Ф. Полухина. Она возникла в последние годы и названа в честь матроса-большевика, расстрелянного англичанами в числе двадцати шести бакинских комиссаров летом 1918 года в песках Кара-Кумов. Вся жизнь Владимира Федоровича Полухина была отдана революции. Он штурмовал Зимний, создавал морские вооруженные силы Советской Республики. При царизме Владимир Полухин - гальванер на крейсере «Адмирал Макаров» и линкоре «Гангут». За участие в восстании против царя его выслали к нам на Север. В 1916-1917 годах он служил в Мурманске. Большевик В. Ф. Полухин был членом первого Мурманского Совета рабочих и солдатских депутатов, членом Центромура и Военного совета Кольского укрепленного района.

Под его руководством в 1917 году на Мурмане проводились первые революционные преобразования - демократизация флота, введение восьмичасового рабочего дня на строительстве дороги и порта. В. Ф. Полухин поддерживал тесную связь с Кольской флотской ротой, где комиссаром был его друг Владимир Павлов, и с радистами Горелой горы.

На том месте, где сейчас находится улица Полухина, был лес. Ныне там многоэтажные жилые дома, кинотеатр «Утес», на соседних улицах - школы, магазины, ресторан «Белые ночи». Рядом поднимается сопка Варничная, увенчанная телемачтой, а вдали видна станция «Орбита» с параболической чашей антенны.
В центральной части города, по обе стороны от вокзала, тянутся еще две «морские» улицы Мурманска - имени Челюскинцев и имени Шмидта.
Улица Челюскинцев. До начала тридцатых годов ее называли по-разному: одни - улицей Красных Моряков, другие - просто улицей Моряков или Водников. У нее славная история. Здесь шли бои с белогвардейцами, когда в 1920 году восставшие освобождали из тюрьмы-барака № 530 своих братьев - рабочих и матросов. Тут был, по сути дела, второй центр города: располагались военные штабы и казармы, ряд губернских учреждений. В середине 1923 года в Мурманске возник первый отряд юных пионеров - и именно на этой улице ему выделили под клуб старый дощатый барак. Год спустя здесь же в трех рубленых одноэтажных домах размещались классы единственной в Мурманске средней школы (первой и второй ступени). Ближе к железной дороге - на месте нынешней школы № 8 - находился городской стадион, где А. М. Горький в июне 1929 года встретился с участниками первого окружного слета пионеров.

Свое нынешнее название улица получила в 1934 году, после знаменитого похода «Челюскина». Рейсу придавалось особое значение: пароход должен был пройти без зимовки Северным морским путем и доказать возможность широкого использования в Арктике обычных коммерческих судов.

На рейде Кольского залива «Челюскин» появился около полуночи 1 августа 1933 года и в 5 часов утра 2 августа встал к стенке седьмого причала. Окружная газета в те дни писала: «Дело чести мурманских портовиков и железнодорожников - в максимально короткий срок полностью погрузить «Челюскина», борясь за каждый сэкономленный час». Пароход, построенный в Дании, привлекал внимание размерами: длина 100 метров, ширина 16,6 метра, водоизмещение 7500 тонн. Вопрос о встрече парохода обсуждался на заседании секретариата окружкома ВКП(б).

Начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт выступил на заседании бюро окружкома партии с подробным сообщением о задачах рейса.
В Мурманском порту на «Челюскин» погрузили самолет М. С. Бабушкина, строительные материалы, свежие продукты, овощи, бочки с горючим, скот на полярные станции (тогда удивлялись: а зачем грузят коров, свиней и сено?).

Прибыли поездом и разместились на пароходе ученые и зимовщики. Окончательно была сформирована команда. Начальник Главсевморпути говорил: «Мы в Мурманске берем не только снабжение (уголь, воду, продовольствие), мы здесь получаем большую зарядку энергии и инициативы для успешного проведения задания».
Приход «Челюскина» в Мурманск совпал с пребыванием здесь Краснознаменного ледокола «Красин». Он только что закончил блестяще проведенную мурманскими грузчиками бункеровку. Специальный корреспондент «Известий» М. Зингер писал, что «Мурманск встретил «Красина» наготове», что ко времени его прибытия «уже стояли вагоны с углем для ледокола». 3 августа в одном из клубов города состоялся вечер встречи мурманской общественности с красинцами и челюскинцами. На вечере с большой речью о значении Северного морского пути и роли Мурманска в освоении Арктики выступил О. Ю. Шмидт. Здесь же был заключен договор о социалистическом соревновании между экипажами «Челюскина» и «Красина».

В день ухода «Красина» в море для сопровождения судов первой Ленской экспедиции экипаж корабля опубликовал в «Полярной правде» рапорт. В нем, между прочим, говорилось: «Не раз приходил Краснознаменный ледокол «Красин» в Мурманский порт. Мы, красинцы, с каждым приходом видим бурный рост вашего города и порта... Ударная работа грузчиков Мурманского торгового порта обеспечила своевременную и даже досрочную погрузку ледокола».

Так же ударно была проведена погрузка всего необходимого на «Челюскин». И 10 августа в 5 часов утра под звуки оркестра пароход отдал швартовы.
О. Ю. Шмидт писал: «Отплывая в полярный рейс, челюскинцы просят «Полярную правду» передать всей общественности Мурманска прощальный привет и благодарность за теплое отношение. Северный морской путь мы окончательно закрепим, и Мурманск будет его началом».

На «Челюскине» пошли в поход пять представителей трудящегося Мурманска: капитан зверобойного судна «Мурманец» В. В. Павлов, водолазы ЭПРОНа Г. А. Мосолов и А. Е. Харкевич, работница порта А. А. Горская и снабженец Зверев. Известие о несчастье с «Челюскиным» пришло, как обычно приходят беды, - неожиданно. 13 февраля 1934 года в Чукотском море пароход был раздавлен льдами.

Но Арктика не сломила мужества советских людей. После завершения эпопеи, в июле 1934 года работники ЭПРОНа Г. А. Мосолов и А. Е. Харкевич, награжденные орденами Красной Звезды, вернулись в Мурманск.

В честь челюскинцев в городе состоялся многолюдный митинг. Пленум Мурманского горсовета 8 июля 1934 года постановил переименовать улицу Моряков в улицу Челюскинцев, а также присвоить это имя кораблям тралового и буксирного флотов.

На улице Челюскинцев сегодня стоят большие жилые дома с магазинами, плавательный бассейн, больница, одна из старейших школ города - школа № 8, которой в 1975 году исполнится сорок лет.

Улица связывает центр города с северной частью - с проспектом Героев-североморцев и Ростой.

После войны на улице Челюскинцев стояло всего несколько полуразрушенных домов. Ходили к ней от почтамта через овраг, где была масса складов, горы ящиков и бочек, а по дну тек грязный ручей. Сейчас на этом месте - спортивный центр Мурманска. Склоны оврага в 1960 году скрылись под трибунами стадиона (на 15 800 мест). У входа на стадион - Дворец спорта. На другой стороне площади - спортивный магазин «Спартак», хоккейный стадион, плавательный бассейн.

К спортивному комплексу примыкают с одной стороны административное здание Мурманского морского пароходства (построено в 1961 году), а с другой - Дом культуры моряков, перед которым в скверике «резвятся» отлитые в гипсе белые медведи.

Где же и быть «резиденциям» моряков торгового флота Севера, как не на улице, носящей имя первых покорителей Арктики? В свое время «Челюскин» не смог противостоять мощному сжатию ледовых полей. Сталь нынешних ледоколов, их могучие двигатели, среди которых и атомный реактор ледокола «Ленин», - надежная гарантия ежегодного плавания по некогда недоступной трассе.

Наследники славы «Челюскина» проложили сквозь льды высоких северных широт постоянно действующую транспортную магистраль. Они сумели пробить путь во льдах даже в самые крутые дни зимы - в январские холода. Им доступна и Антарктида, к берегам которой из года в год совершают регулярные рейсы дизель-электроходы «Обь» и «Лена».

У всех еще свежо воспоминание о беспримерном дрейфе «Оби», зажатой льдами южных морей, но сумевшей с честью и для судна и для экипажа вырваться из этого плена. И очень показательно, что на первом празднике улицы Челюскинцев, который состоялся в ноябре 1973 года, чествовали первого помощника капитана дизель-электрохода «Лена» Александра Васильевича Михина, участника многих арктических и антарктических плаваний, кавалера ордена Октябрьской Революции. Решением Ленинского райисполкома ему присвоено звание почетного гражданина улицы...

Улица Шмидта. Названа она в честь смелого лейтенанта Черноморского флота Петра Петровича Шмидта (1867- 1906 гг.), который возглавил в 1905 году восстание матросов крейсера «Очаков» и присоединившихся к нему судов. Старые мурманчане так ее и называют - «улица Лейтенанта Шмидта».

П. П. Шмидт начинал службу на ледоколе «Ермак» и плавал в наших северных морях, когда под командованием адмирала Макарова это судно пыталось пробиться к Северному полюсу.

В революционные дни 1905 года П. П. Шмидт, дворянин, сын адмирала, офицер военно-морского флота, был избран пожизненным депутатом Севастопольского Совета рабочих депутатов. Его имя было очень популярно среди революционных матросов России. Его подвижническая жизнь, участие в восстании, заранее обреченном на гибель, арест, суд и смерть от руки палача на острове Березань всегда были окружены ореолом романтического героизма.
«Шмидт принадлежит к плеяде лучших моряков, каких знало человечество, - пишет о нем Константин Паустовский. - Севастопольские матросы звали его “брат-командир”, любили крепко и верили ему, как никому на свете...

Шмидт говорил, как трибун. Он заражал людей тем состоянием, какое я назвал бы восторгом и самозабвением. На суде (речь идет о суде, вынесшем Шмидту и его сподвижникам смертный приговор) часовые со слезами на глазах смотрели ему в лицо, оставив винтовки и бросив посты. Судьи плакали, закрыв лицо растрепанными томами этого позорного и чудовищного “дела”. Казалось, еще минута - и конвойные бросятся к нему, силой выведут из затхлого здания суда на свободу, вынесут его на руках и вернут к жизни.

Он знал это... Знал, что может сказать конвойным всего два слова: “Откройте двери!” - и все двери казематов будут распахнуты настежь. Но он не сделал этого. Он не мог уйти один, бросив товарищей... Он сделал все, чтобы спасти матросов...

Своей речью он вырвал у суда не меньше десяти жизней. ”Я знаю, - говорил этот мужественный, благородный и красивый человек перед казнью, - что столб, у которого я стану принять смерть, будет сооружен на границе двух разных исторических эпох нашей Родины... Позади, за спиной у меня, останутся народные страдания и потрясения тяжелых лет, а впереди я буду видеть молодую, счастливую, обновленную страну”.

О подвиге Шмидта хорошо знали руководители матросских масс Севера – В. Ф. Полухин, С. Л. Самохин, Т. Д. Аверченко, Г. И. Радченко и другие. И когда после изгнания интервентов и белогвардейцев встал вопрос о новых названиях улиц, наряду с улицей Красных Моряков, с Аскольдовским, Варяжским и Чесменским проспектами появилась в Мурманске и улица Лейтенанта Шмидта.

В силу своего расположения - а она занимает западный край второй террасы и тянется вдоль акватории порта - эта улица с самого зарождения города играла важную роль. Отсюда было рукой подать до Мурманской военно-морской базы, где в 1917-1918 годах стояли боевые корабли, а на самой улице в казармах располагались флотские экипажи. При интервентах тут были бараки-тюрьмы, в которых томились попавшие в плен партизаны и коммунисты-подпольщики. Здесь же находилось помещение комендантской команды, где действовала одна из сильнейших нелегальных революционных групп, начавшая 21 февраля 1920 года восстание в Мурманске. В том же году молодежь города заложила на этой улице первый в Мурманске сквер - Комсомольский сад.

В годы социалистического строительства на улице Шмидта было открыто много общежитий - тралбазы, механических мастерских, депо. Поднялось здесь и второе в Мурманске каменное здание - баня на пересечении с улицей Комсомольской. А. Я. Рыжов, бывший в ту пору строительным рабочим, помнит, каких это стоило трудностей: «Кирпич приходил со станции Шуерецкая. Своего же завода не было. С большими интервалами добрались до крыши. Надо ставить перекрытия. Нет металла. Обратились к Миронычу (С. М. Кирову). Он спрашивает: «Трамвайные рельсы подойдут?» Что было делать! Приспособили» («Комсомолец Заполярья», 17 сентября 1966 года).

Широкое строительство развернулось на улице Шмидта в первой пятилетке. А. Я. Рыжов писал, что большое внимание Мурманску уделял Анастас Иванович Микоян. О приезде наркома он вспоминал: «Нас пригласили в клуб ГПУ (до недавнего времени клуб ДОСААФ) на городское собрание партийного актива. Микоян в черных галифе, в гимнастерке, за что он, кстати, сам тогда критиковал партийных работников (увлечение стандартом!), поднялся на сцену и с таким юношеским увлечением стал рассказывать о том, каким будет Мурманск, что мы просидели на собрании до часу ночи... Анастас Иванович много сделал для нашего города. Он ходил в общежития, смотрел, как живут люди. По его указанию начали проектировать дом междурейсового отдыха промысловиков» («Комсомолец Заполярья», 11 сентября 1966 года).

В годы первой пятилетки траловый флот получал десятки кораблей. Ему требовались кадры - и их должен был подготовить рыбный техникум (ныне мореходное училище им. И. И. Месяцева). Началось его строительство. По замыслу проектировщиков, здание «мореходки» должно было напоминать пароход, идущий на север. И сейчас, если вы посмотрите на это здание со стороны рыбного порта, то увидите возвышающуюся рубку, на которой есть и антенны, и радар. Увидите и закругленную корму. Ну, а к носу «парохода» с правого бока позже пристроили еще один дом, выходящий фасадом на улицу Книповича.

Перед главным входом в училище стоит скульптура рыбака; он расправляет на руках сеть, готовясь забросить ее в море.

В 1932-1934 годах на улице Шмидта началось сооружение городской ТЭЦ. Мурманск переживал энергетический голод, электричества не хватало даже на освещение. Еще не было на Кольском полуострове Туломской ГЭС, не было вообще ни одной гидростанции. Работали лишь небольшие станции в Севтралтресте и горкомхозе. И вот в южном конце улицы Шмидта, на тогдашней окраине города - не случайно и по сию пору тут расположены склады, пакгаузы, железнодорожный тупик, контора гортопа, комбинат «Стройконструкция» - началась большая стройка...

От ТЭЦ, пущенной в эксплуатацию в марте 1934 года, мало что осталось. Она не раз реконструировалась, расширялась, и о ней напоминает лишь одна из двух труб - та, что пониже.
С улицей Шмидта связана и история мурманского городского транспорта. Ныне по ней проложены автобусные и проходят троллейбусные линии, связывающие эту часть города с северными кварталами, с Жилстроем, с Новым Плато и южным районом порта. А в 1934 году здесь проходил первый и единственный маршрут маленького автобуса - от моста через Варничный ручей к улице Карла Либкнехта.

В 1933 году на улице Шмидта под руководством инженера Б. О. Ошеровича началось сооружение дома междурейсового отдыха рыбаков. Эта стройка тогда имела, можно сказать, всесоюзное значение. Во-первых, проводился открытый всесоюзный конкурс проектов сооружения ДМО; во-вторых, строительство велось по линии Наркомата пищевой промышленности и им занимался сам нарком А. И. Микоян; в-третьих, это был первый в стране дом отдыха моряков с кино- и физкультурным залами, бассейном, рестораном, удобными номерами и просторными холлами.

Ныне перед зданием разбит сквер, в центре которого положен камень с надписью о том, что тут будет памятник сторожевику «Туман» (бывшему РТ «Лебедка»), героически погибшему 10 августа 1941 года в бою с тремя вражескими миноносцами. А ближе к заливу на высоких флагштоках развеваются три вымпела в честь рыбацких экипажей - победителей в социалистическом соревновании.

В войну почти все здания улицы были либо разрушены, либо сильно повреждены. В том числе и ДМО. При одном из наиболее крупных авианалетов бомба попала в убежище, которое находилось под улицей, около Комсомольского сада, и намертво закупорила выход из него. Комсомольцы и отряд МПВО несколько часов без отдыха работали, чтобы спасти людей, задыхающихся под землей.

Достраивали улицу в послевоенные годы. Часть домов появилась совсем недавно - девятиэтажный жилой на углу улицы Шмидта и Театрального бульвара, служебное здание «Колэнерго».

В центральной части в 1972 году сооружен подземный переход - первый в городе. Тут главная дорога в порт, тут же спуск и на железнодорожную платформу. Неподалеку, как раз напротив дома № 37, стоит верстовой столб, напоминающий, что до Ленинграда по железной дороге 1448 километров. А ближе к вокзалу сохранилось деревянное здание, которое в двадцатых годах занимала Мурманская контора Севгосрыбтреста.

На углу улицы Шмидта и Театрального бульвара стоит здание с антеннами и метеорологическими приборами на крыше. Здесь разместились областное управление гидрометеослужбы и филиал Института Арктики и Антарктики. Здесь «делают погоду».

Спуск от улицы к железнодорожным путям пока не благоустроен. Недавно здесь прокладывали траншеи, предназначенные для городской теплофикации и канализации, и склон террасы остался разбитым и заброшенным. А хотелось бы увидеть на этом месте сквер - как в Архангельске. улица Книповича.

Hosted by uCoz